Обучение в зрелом возрасте – это возможность продлить молодость

 Как сохранить мозг молодым

Всегда надо учиться новому, если есть возможность. Эрих Мария Ремарк, “Тени в раю”

Острейшая способность к обучению — это своеобразный талант человеческого детства, определяющий гигантский потенциал развития, долголетия и творчества, — так считает большинство исследователей, изучающих способности человека.

Способности к обучению заложены в самой природе человека, в механизме его развития.
  
Развитие мозга ребенка завершается к шестилетнему возрасту. Однако функциональной зрелости мозг достигает лишь к концу отрочества. Развитие мозга сопровождается созданием “незанятых” нейронов, своеобразного резерва, который может быть использован в дальнейшем процессе. Те нейроны, которые оказались “незагруженными” в повседневной жизни, отмирают. За весь период развития мозг теряет до 3 % всех нейронов. “Резервные” нейроны не могут образовать достаточного количества дендритных ветвей и обеспечить себя полноценным информационным “входом”, т. е. достаточным уровнем энергии, и разрушаются.

Начиная с 25-летнего возраста и особенно после 45 лет ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток. В процессе старения может наблюдаться и более выраженное явление — полное разрушение некоторых отделов мозга, что влечет за собой развитие старческого слабоумия. Гибель нейронов — это результат не только “обедненной” социальной среды, но и отсутствия целенаправленной работы над собой, отсутствия сенсорной и интеллектуальной нагрузки. Мозг сохраняет себя только путем беспрерывной напряженной работы. Безделье, не загруженность убивают мозг, старят его.

Старость — это в значительной степени бездеятельная зрелость. Об этом удивительно просто сказал Ч. Дарвин: “Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я бы установил для себя правило читать ежедневно какое-то количество стихов, и быть может, путем такого управления мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые атрофировались”.

 Сохраняет ли нейрон способность к возобновлению своих функций? Оказывается, сохраняет, по крайней мере — некоторые из нейронов. Именно с сохранением нейронами способности к росту и к новому ветвлению связана сохраняющаяся практически на всю жизнь способность к обучению и, следовательно, возможность компенсаторного переключения функций. Сегодня доказано, что способность к росту нейронов коры больших полушарий головного мозга может проявляться и после 70 лет.

Как видим, развитие способностей к обучению зависит от качества врожденных нервных механизмов психической деятельности, от степени тренированности самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных процессов, от качества наличных знаний и умений и, что особенно хочется подчеркнуть, от активной, целенаправленной работы над собой. Поэтому вдвойне прав Е. И. Гарбер, определивший способности как “умения получать умения”.

В структуру обучаемости входят не только познавательные процессы, но и эмоционально-волевые. Восприимчивость к обучению во многом зависит от активности личности. 

В то же время, многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентными в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»). Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие старой педагогической парадигмы, со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления.

В интернет-образовании, популярность которого стремительно растет, учебный процесс организован так, чтобы ученики становились соавторами процесса собственного обучения. Оно отличается от традиционного обучения и максимально подходит зрелым людям – дает им возможность получить новые знания, навыки и умения, не чувствуя себя при этом скованными своим возрастом.

   Вот некоторые правила по развитию памяти и обучаемости:   Верьте в свои силы!
 Следует иметь установку на запоминание.
 Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче.
 Знайте особенности своей памяти.
   Для развития зрительной памяти:
  — при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;
   —  читайте сами;
   — подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;
   — пользуйтесь наглядными пособиями;
   — слуховой памяти:
   — чаще слушайте других;
   — читайте сами вслух;
   — работайте в тихих помещениях;
   — рассуждайте вслух
   Для развития моторной памяти:
   — работая, конспектируйте материал;
   — рисуйте таблицы, графики, диаграммы

Разрабатывайте сами и применяйте мнемонические приемы запоминания. Например:

Образовывайте смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации.

Ритмизируйте — переводите информацию в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

Запоминайте длинные термины с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Так, чтобы запомнить медицинские термины “супинация” и “пронация”, используют созвучную и шуточную фразу “суп несла и пролила”).

И главное – верьте в себя, сколько бы лет вам ни было: под сорок или за шестьдесят!

CategoryНовости
© 2014 Дом Культуры Гайдаровец | Всегда Хорошее Настроение
Page Reader Press Enter to Read Page Content Out Loud Press Enter to Pause or Restart Reading Page Content Out Loud Press Enter to Stop Reading Page Content Out Loud Screen Reader Support